ФАНТАСТИЧЕСКАЯ КАРМЕН
Авторская Версия Юрия Башмета
20 ноября в «Крокус Сити Холле» состоится московская премьера фантазии на тему новеллы П. Мериме, оперы Ж. Бизе и балета Р. Щедрина «Фантастическая Кармен» в авторской версии Юрия Башмета.
В спектакле участвуют:
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Дирижер - Юрий Башмет
Драматические актеры:
Ольга Ломоносова - Кармен
Евгений Стычкин - врач
Михаил Трухин - Хозе
Солисты оперы:
Ирина Шишкова (меццо-сопрано)
Максим Пастер (тенор)
Олег Цыбулько (бас)
Солисты балета:
Екатерина Шипулина
Руслан Скворцов
Александр Волчков
Сценарий - Михаил Палатник
Режиссер - Павел Сафонов
Сценография - Мария Трегубова
Музыкальный руководитель - Юрий Башмет
«...Мир музыки был бы неполон без "Кармен", а Бизе достаточно было бы написать только эту оперу, чтобы стать Бизе», - утверждает знаменитый итальянский музыковед Г. Маркези. Вот уже 130 лет «Кармен» лидирует в мировом «оперном прокате» по количеству постановок, записей и концертных исполнений, а музыка Бизе столь прочно укоренилась в культурном континууме, что кажется, существовала всегда.
«Кармен» синтезирует вековой опыт французского (и не только) музыкального театра: эффектную многомерность, монументальную декоративность «Grand opera», эмоциональную взволнованность «лирического театра», динамизм буффонной скороговорки «Opera comique» и даже буйное веселье французской оперетты. Самодостаточными шедеврами оркестровой музыки стали симфонические антракты наряду с увертюрой. Развитие оперы неуклонно стремится к финальной сцене, где роковое объяснение и гибель героини происходят на фоне праздничного ликования толпы, захваченной зрелищем боя быков. Стихийная энергия жизни и неумолимая предопределенность смерти соединяются в неразрывном токе вечности.
Для самого композитора, осознававшего силу своего шедевра, неожиданным ударом стал провал оперы на первых спектаклях: слишком шокирующей была для первой публики яркая реалистичность спектакля, словно воспроизводящего буйные стихии самой жизни, без прикрас. Лишь три года спустя (1878) с премьеры Венской оперы началось триумфальное шествие «Кармен» по оперным театрам мира, однако Бизе уже не довелось насладиться радостью победителя: он скоропостижно скончался накануне летом, не дожив до 38 лет.
«Лет через десять "Кармен" станет самой популярной оперой в мире», - писал П.И. Чайковский. Великий композитор ошибся только в одном: мировая известность пришла к ней еще раньше. И сегодня «Кармен» существует в самых разнообразных сценических и музыкальных решениях, редакциях и интерпретациях: оперных, балетных, музыкально-драматических. Авторская версия маэстро Ю. Башмета - далеко не первая, но думается, и не последняя. Любовь к смешанным жанрам является одним из характерных качеств музыкального дарования Юрия Башмета. Практически на каждом из его фестивалей была представлена синтетическая композиция, как правило, основанная на литературном и музыкальном шедеврах. В случае с «Кармен» маэстро соединяет оперу, балет и драматическое действо.