Обычно мы присылаем одно письмо в месяц и ещё одно накануне больших праздников
Одной из премьер этого сезона в Мастерской Петра Фоменко стал спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре». В рамках «вечеров проб и ошибок» его представила норвежский режиссер Сигрид Стрем Рейбо, выпускница ГИТИСа.
В центре сюжета – три героя (супружеская пара и друг их семьи). Как обнаруживается, каждый из них далеко не тот, кем хочет казаться. Суть интриги почти детективная, но основана на пустяковом событии: женщина утверждает, что брат ее мужа приходил к ней в понедельник, тогда как их друг уверяет, что Маркус был в то время у него в гостях. Пока герои пьесы разбираются в этой непонятной ситуации, всплывает масса секретов, которые до этого тщательно скрывались каждым из них.
Как всегда, текст Вырыпаева, при кажущейся простоте, изобилует играми со временем и пространством, мистификациями и парадоксами. Его персонажи рассказывают о съеденном из любопытства пальце и рассуждают о любви и вере в Бога, ищут и находят смыслы происходящего с тем же азартом, с каким главная героиня вылавливает из своей оранжевой сумки самые немыслимые вещи, лавируют между фантастическими, комическими и сугубо бытовыми явлениями. Это гротеск, местами переходящий в стеб, но именно в столкновении противоречий у Вырыпаева и рождается смысл.
Билеты на «Летние осы кусают нас даже в ноябре» расскажут историю, в которой, помимо видимого сюжета, есть не менее важный и глубокий подстрочник – второй план. Истина, к которой так стремятся персонажи, каждому из них представляется по-своему.