Опера «Богема» итальянского композитора Джакомо Пуччини, написанная в конце 19-го столетия, считается одним из проявлений веризма в музыке. Этот стиль зародился веком ранее в изобразительном искусстве, но свое высшее проявление он обрел именно в музыкальном направлении. Суть веристов заключалась в интересе к самым обычным обстоятельствам, к простым людям и их обыденной жизни.
Основой для оперы послужила книга «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже, созданная им в 1851 году. Эта одновременно трогательная и остроумная повесть прославила французского писателя на всю Европу. Основными персонажами произведения стала творческая сторона общества – поэт, философ, композитор и художник. Они живут, не оглядываясь на завтрашний день, творят, не зная никаких границ, и, несмотря на нищету, всегда верят в лучшее. Они сделали выбор в пользу творчества, свободы и любви, не боясь нависающего над ними голода и обездоленности. Эти люди талантливы и благородны, и они не собираются жертвовать искусством ради беспечной жизни.
Премьера новой оперы Георгия Исаакяна состоялась в 2015 году, и режиссер подчеркнул, что темой спектакля является «художник и его время». Будучи символом представления, на сцене возвышается огромный циферблат, а жизнь героев будто бы разворачивается внутри городских часов. Постановкой руководил дирижер итальянского происхождения Фабио Мастранджело и русский дирижер Андрей Лебедев.